Рязань Губернская: Городское "украшение" Родзевичей.
Дорогие рязанцы, мы продолжаем вместе с вами узнавать историю родного города из серии статей «Рязань Губернская». Сегодня, мы расскажем вам о выдающемся градоначальнике Рязани начала XX века и о его коллекции домов - украшении города.
Пережив тяжёлое время для всей Европы и несколько революций, Россия вставала на новый путь развития.
Возвратившись с фронта Первой мировой в свой родной город Рязань в 1918 г. бывший городской управляющий - Николай Игнатьевич Родзевич, отстраивает новый дом в Газетном переулке - величественное по своему облику здание для того времени.
Высокий каменный особняк с вышками, декоративными карнизами, большими светлыми окнами и высоким тонким шпилем. В новом доме были предусмотрены различного рода удобства, усовершенствования и новшества: ванная, цветные потолки, герметические затопы у печей. Особняк строился по индивидуальному проекту и, по праву, был одним из украшений губернского города.
По окончании строительства, в новом доме стала жить с детьми Антонина Николаевна Штрейерт (урождённая Родзевич) - вдова Павла Александровича Штрейерта, семье которого принадлежала первая в Рязани гостиница на перекрёстке улиц Астраханской и Нижнепочтовой (современной Новослободской улицы), оборудованная всеми новшествами, пришедшими в Рязань - телефоном, электричеством, водопроводом и канализацией.
На месте современного факультета русской филологии и национальной культуры РГУ им. С. А. Есенина на Астраханской улице до 1953 года стояли два одноэтажных деревянных дома, входивших в знаменитую усадьбу бывшего городского Главы - Родзевича.
Один из самых нарядных в коллекции городских украшений был знаменитый дом семьи Родзевичей в псевдорусском стиле на перекрёстке Левицкой и Мальшинской улицы, напротив городского парка и театра «Трезвости» (современный Верхний городской парк).
Этот затейливый теремок вы сможете найти по адрес ул. Свободы, д. 65, в наши дни в нём располагается Центр развития творчества детей и юношества, с постоянной экспозиций о городском главе Николае Игнатьевиче Родзевиче, привнесшем блага цивилизации начала XX века в наш город.
В нарядном резном декоре терема с несложным раппортом*, крутой щипцовой* кровлей с широкими полицами* читается влияние проектов «ропетовского» направления в архитектуре, получившего своё название по фамилии его талантливого основателя архитектора И. П. Ропета (псевдоним архитектора И. П. Петрова, 1845-1908).
Мы с Вами можем заметить, что здание дошло до наших дней, в достаточно хорошем состоянии, сохранив обильный пропильной декор, сосредоточенный в наличниках окон и подзорах кровель.
Фасад, обладающий сказочным силуэтом и, в то же время, грузной объёмной композицией, сочетает в себе множество затейливых элементов. Парадный фасад здания выходит на улицу Свободы (ранее Владимирскую), выдаваясь вперёд внушительным ризалитом* с парадным входом.
Низкий флигель прямоугольной формы выходит на улицу Радищева (ранее Левицкую). Над пологой вальмовой* кровлей флигеля поднимается глухой четырёхгранный шатёр, смещенный в сторону двора.
Симметричные уличные фасады украшены белоснежными наличниками больших квадратных окон, сгруппированных парами, в оригинальных трёхчастных переплётах боковые части завершаются форточками, а средняя - разделена на три пары прямоугольников и продолжает классицистическую традицию разбивки на шесть квадратов.
Большой вклад в развитии города.
Николай Игнатьевич Родзевич – выдающаяся личность своего времени, городской глава губернской Рязани, депутат Государственной Думы и успешный коннозаводчик.
Николай Игнатьевич Родзевич родился 10 февраля 1847 года в городе Рязани в семье в семье действительного статского советника, заместителя председателя Рязанского окружного суда Игнатия Михайловича Родзевича и Терезы Христиановны Родзевич - Зейц, польки по происхождению.
Воспитывался и жил в доме своего родного дяди - попечителя Рязанской губернской больницы, Августа Христиановича Зейца, дом которого располагался на улице Введенской, где находилась его собственная аптека, просуществовавшая более 100 лет и закрытая только в 80-х годах XX века.
Он понимал проблемы простых людей, его идеи смогли найти большой отклик среди городских обывателей и чиновников высокого ранга. Он получить уважение в городе за то, как относился к своей работе и сказанным словам.
Начав свою юридическую практику в Рязанском окружной суд, где представлял правовые интересы рязанцев различного сословия и достатка, продолжать отстаивать нужды граждан в Рязанской городской Думе, а после и в Государственной Думе 4-го созыва.
Словарь архитектора:
* Раппорт (фр. rapport) - повторяющаяся часть (мотив) рисунка орнамента.
* Щипец - верхняя часть здания, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом.
* Полица - в русской деревянной архитектуре нижняя пологая часть крутой двухскатной или шатровой крыши, отводящая дождевые воды от стен.
* Ризали́т (от итал. Risalita - «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты.
* Вальмовая крыша - четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.