Вернуться к списку новостей
>11.12.2017

Рязань Губернская: Городское "украшение" Родзевичей.

Дорогие рязанцы, мы продолжаем вместе с вами узнавать историю родного города из серии статей  «Рязань Губернская». Сегодня, мы расскажем  вам о выдающемся градоначальнике  Рязани начала XX века и о его коллекции домов - украшении города.

 

Пережив тяжёлое время для всей Европы и несколько революций, Россия вставала на новый путь развития. 

 

Возвратившись с фронта Первой мировой в свой родной город Рязань в 1918 г. бывший городской управляющий  - Николай Игнатьевич Родзевич, отстраивает новый дом  в Газетном переулке - величественное по своему облику здание для того времени.  

 

Высокий каменный особняк с вышками, декоративными карнизами, большими светлыми окнами и высоким тонким шпилем. В новом доме были предусмотрены различного рода удобства, усовершенствования и новшества:  ванная, цветные потолки, герметические затопы у печей. Особняк строился по индивидуальному проекту и, по праву, был одним из украшений губернского города. 

 

По окончании строительства, в новом доме стала жить с детьми  Антонина Николаевна Штрейерт (урождённая Родзевич)  - вдова Павла Александровича Штрейерта, семье которого принадлежала первая в Рязани гостиница на перекрёстке  улиц Астраханской и Нижнепочтовой (современной Новослободской улицы), оборудованная  всеми новшествами, пришедшими в Рязань - телефоном, электричеством, водопроводом и канализацией. 

 

 

На месте современного факультета русской филологии и национальной культуры РГУ им. С. А. Есенина на Астраханской улице до 1953 года стояли  два одноэтажных деревянных дома, входивших в знаменитую усадьбу  бывшего городского Главы - Родзевича.

 

Один из самых нарядных в коллекции городских украшений был знаменитый дом семьи Родзевичей в псевдорусском стиле на перекрёстке Левицкой и Мальшинской улицы, напротив городского парка  и театра «Трезвости» (современный Верхний городской парк). 

 

Этот затейливый теремок вы сможете найти по адрес ул. Свободы, д. 65, в наши дни в нём располагается Центр развития творчества детей и юношества, с постоянной экспозиций о городском главе Николае Игнатьевиче Родзевиче, привнесшем блага цивилизации  начала XX века в наш город.

 

В нарядном резном декоре терема с несложным раппортом*, крутой щипцовой* кровлей с широкими полицами* читается влияние  проектов «ропетовского» направления в архитектуре, получившего своё название по фамилии его талантливого основателя архитектора И. П. Ропета (псевдоним архитектора И. П. Петрова, 1845-1908).

 

Мы с Вами можем заметить, что здание дошло до наших дней, в достаточно хорошем состоянии, сохранив обильный пропильной декор, сосредоточенный в наличниках окон и подзорах кровель.

 

Фасад, обладающий сказочным силуэтом и, в то же время, грузной объёмной композицией, сочетает в себе множество затейливых элементов. Парадный фасад здания выходит на улицу Свободы (ранее Владимирскую), выдаваясь вперёд внушительным ризалитом* с парадным входом.

 

Низкий флигель прямоугольной формы выходит на улицу Радищева (ранее Левицкую). Над пологой вальмовой* кровлей флигеля поднимается глухой четырёхгранный шатёр, смещенный в сторону двора. 

 

Симметричные уличные фасады украшены белоснежными наличниками больших квадратных окон, сгруппированных парами,  в оригинальных трёхчастных переплётах боковые части завершаются форточками, а средняя - разделена на три пары прямоугольников и продолжает классицистическую традицию разбивки на шесть квадратов.

 

 

Большой вклад в развитии города.

 

 

Николай Игнатьевич Родзевич – выдающаяся личность своего времени, городской глава губернской Рязани, депутат Государственной Думы и успешный коннозаводчик.

 

Николай Игнатьевич Родзевич родился 10 февраля 1847 года в городе Рязани в семье в семье действительного статского советника, заместителя председателя Рязанского окружного суда Игнатия Михайловича Родзевича и Терезы Христиановны Родзевич - Зейц, польки по происхождению. 

 

Воспитывался и жил в доме своего родного дяди - попечителя Рязанской губернской больницы, Августа Христиановича Зейца, дом которого располагался на улице Введенской, где находилась его собственная аптека, просуществовавшая более 100 лет и закрытая только в 80-х годах XX века. 

 

Он понимал проблемы простых людей, его идеи смогли найти большой отклик среди  городских обывателей и чиновников высокого ранга. Он получить уважение в городе за то, как относился к своей работе и сказанным словам.  

 

Начав свою юридическую практику в Рязанском окружной суд, где представлял правовые интересы рязанцев различного сословия и достатка,  продолжать отстаивать нужды граждан в Рязанской  городской Думе, а после и в Государственной Думе 4-го созыва. 


 

 

Словарь архитектора: 

 

* Раппорт (фр. rapport) - повторяющаяся часть (мотив) рисунка орнамента. 

* Щипец - верхняя часть здания, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом.

* Полица - в русской деревянной архитектуре нижняя пологая часть крутой двухскатной или шатровой крыши, отводящая дождевые воды от стен. 

* Ризали́т (от итал. Risalita - «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты. 

* Вальмовая крыша -  четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.

Вернуться к списку новостей
Подписаться в Telegram
Оставить отзыв