Вернуться к списку новостей
>10.10.2017

Рязань Губернская: Первые шаги в электрификации города.

Дорогие рязанцы, мы продолжаем вместе с вами узнавать историю родного для нас города из серии статей  «Рязань Губернская». Сегодня, мы расскажем вам о том, где появилась первая домовая электростанция и благодаря кому электричество появилось на улицах Рязани.

 

Начало нового XX столетия принесло большие перемены в жизнь всей Российской Империи и губернского города Рязани. 1900-е годы ознаменовались появлением изобретений, не имевших аналогов до того времени. Россия всё более наполнялась либеральных взглядов, передовых идей и средств для их осуществления.

 

В 1906 году на должность городского управляющего Рязани был избран Николай Игнатьевич Родзевич, имевший большие планы  по модернизации губернского города на благо каждого из его жителей. 

 

Ведущими направлениями в работе градоначальника были выбраны: открытие начальных школ для всех сословий, новое устройство системы городского здравоохранения, и самые главные  - оснащение города электричеством, системой городского водопровода и канализации. 

 

 

Первые шаги в электрификации 

 

Первые «домовые» электростанции стали появляться в Рязани ещё в 1895–1904 годах. Самая первая динамо-машина в городе находилась на улице Селезнёвской (Пожалостина)  у купца Фёдорова -  держателя кроватной мастерской (современный адрес ул. Пожалостина, д.4 и 6) и любителя новинок техники, отметим, он был владельцем и первого в Рязани легкового автомобиля! 

 

Братья-купцы - Василий и Николай Шульгины, ещё в 1895 году электрифицировали с помощью похожей установки свой Торговый дом на улице Почтовой: помещения, витрины и часть улицы по ночам освещались электрическими лампами. 

 


Фото Торгового дома братьев Шульгиных на Почтовой улице

 

Одна из мощных частных электроустановок с паровым двигателем освещала железнодорожный вокзал. Кроме того, электричество имелось в усадьбе Губернской земской больницы на Большой Мещанской улице (Семинарской). Безусловно, для ночного освещения целого города, частных динамо-машин не было достаточно.

 

 

Городская электростанция Морозова

 

Большой вклад в дело электрификации внёс приезжий купец Сергей Морозов, построив на личные сбережения в 1911 -1913 годах  электростанцию на Болдыревской улице (Некрасова), благодаря которой освещались главные улицы города: Астраханская, Почтовая и Соборная.  

 

Здание Морозовской электростанции отлично сохранилось до наших дней. Строение в готическом стиле с большими стрельчатыми окнами, дополненное шпилями и декоративными башенками, выстроено из красного кирпича с завода рязанского купца Михаила Михайловича Селиванова.

 

Фото Электростанции Морозова, 1913г. на Болдыревской улице

 

Значительно  отличавшаяся от окружающей  современной застройки 1910-х годов, электростанция Морозова имела общие черты с Казённым винным складом на Никольской улице (Павлова), который был построен в 1899–1900 гг. на купленной в 1898 г. земле у потомственного почётного гражданина - Петра Васильевича Афанасьева-Дунаева и  купеческой вдовы Александры Григорьевны Алексеевой.  

 

Казённый винный склад, также  располагал собственной электростанцией, её мощности хватало  на освещение  не только складских помещений и дворовой территории, но и на освещение части Никольской улицы (Павлова), на которую выходил парадный фасад здания склада, отметим, в данный момент комплекс «Водочного завода», находится на реконструкции до 2018г.

 

Фото Казённого винного склада, 1901г. на Никольской улице

 

 

Как в Москве!

 

Начиная с 1913 года губернский город стал меняться с каждым днём. Тусклые керосиновые лампы, источающие слабый свет в ночное время, были перемещены на окраины города – Ямскую (р-он пл. Театральной), Троицкую (р-он пл. Победы) и Солдатскую слободу (улица Чапаева), а  их место заняли современные, по тем временам, электрические фонари, украшавшие только перекрёстки, но и этого для горожан, поражённых техническим новшеством эпохи,  было достаточно.

 

Многие предприятия пожелали провести электричество, которое так стремительно стало входить в дома простых рязанцев. В прессе писалось: «Публика по улицам шла радостная, веселая, оживленная. Слышались возгласы удивления, восхищения, и неслось со всех сторон:

– Как днем!

– Как в Москве!..»

 

К 1917 году общую длину осветительных сетей в Рязани успели увеличить до 20 вёрст, а мощность городской электростанции - до 800 киловатт.

 

 

Дорогие друзья, предлагаем вам пройти по прогулочному маршруту «Рязань Губернская – Электрификация города», разработанному специально для вас:

 

1 пункт – Электростанция С. Морозова (ул. Некрасова, д.18

 

2 пункт – Торговый дом купцов Шульгиных (ул. Почтовая, д.61)

 

3 пункт – Дом и мастерская купца Фёдорова (ул. Пожалостина, д. 4 и 6)

 

4 пункт – Казённый винный склад (ул. Павлова, д.5)

 

5 пункт – Губернская земская больница (ул. Семинарская, д. 46)


6 пункт - Рязанский железнодорожный вокзал ( ж/д вокзал «Рязань-1»)

 

Вернуться к списку новостей
Подписаться в Telegram
Оставить отзыв